Сайт воспитателя Березюк Натальи Викторовны

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №29 п. Тавричанка

Рассмотрено

На заседании педагогического совета

МКДОУ детского сада № 29

« 01 » сентября 2020г

Утверждаю
Заведующий

МКДОУ детского сада № 3

_____________ ПанченкоЕ.А.

Программа

по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой мир»

(2 младшая группа)

 

Программу разработала:

Воспитатель

МКДОУ д/с №29 п.Тавричанка

Березюк Наталья Викторовна

Тавричанка

2020 - 21 г.

Пояснительная записка

 

Программа «Мой мир» определяет содержание и организацию первых шагов детей 3-4 лет в гражданско - патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. В программе представлена система работы, которая включает: непосредственно образовательную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность ребенка, а также создания в ДОУ и семье предметно – развивающего пространства. Содержание программы основано на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы. Программа по патриотическому воспитанию детей  2 младшей группы разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой   дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС и ориентирована на решения задач из разных образовательных областей на основе принципа интеграции.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  Закон Российской Федерации от 26.12.2012г.   «Об образовании» (п.6. ст.2, п.2.6. ст.32); Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10. 2013 г.);   СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);  Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детского сада №3 г.Дубовки; Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель. – 159 с. Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2005. – 136 с. Е.С.Евдокимова. Воспитание маленького волжанина. Москва «Планета» 2014г.

При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми,  ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
  2. Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности  к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.
  3. Принцип интеграции педагогической работы  со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.
  4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
  5. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
  6. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  7.  Принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
  8.  Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (дом культуры, школа, библиотека).

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Для реализации программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:

чтения педагогом рассказов; экскурсий в школьный музей, по селу, целевых прогулок; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр и др.

Словесный метод  представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей; ответов на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.); сообщение дополнительного материала воспитателем; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок; разбор житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.); оформить альбомы; организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Содержание программы:

Цель:

Способствовать пробуждению у детей интереса и обретения начальных способов бережного отношения к своему предметно- социальному окружению.

Задачи:

-Создать условия для обогащения начальных представлений о многообразии свойств, предметов окружающего мира.

-Способствовать открытию детьми новых возможностей игрового отражения мира.

-Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка с взрослыми.

-Пробудить первый «читательский опыт, через разные формы фольклора (потешки, песенки, простые народные сказки).

Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы:

-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

- «Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, предметами.

Содержание программы черпает свое начало в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Предметный мир» и «Мир природы».

Система и последовательность работы представлена в следующих темах:

«Моя семья», «Осень, осень в гости просим»», «Наш любимый детский сад», «Новогодние чудеса», «Любимые игрушки», «Мой любимый папа»,

«Мамочка любимая моя», «Мы друзья», «Мой участок».

Непосредственно образовательная деятельность планируется с небольшим количеством детей (2-6 человек) и предполагает:

-добровольное включение детей в деятельность;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец организованной деятельности.

В самостоятельной деятельности детям оказывается индивидуальная помощь в решении той или иной проблемы.

Важным условием в реализации программы является материнская функция педагога, это:

- сердечное и заботливое отношение к каждому ребенку;

-живой и постоянный пример воспитателя;

-искреннее участие в детских делах и проблемах;

-быть веселой и улыбчивой;

-активное использование естественных жизненных обстоятельств.

Предметно - развивающая среда

-это присутствия в группе реальных предметов и игрушек;

-предметные картинки;

- созданные альбомы, для рассматривания, причем ребенок должен видит, как они создаются;

-оборудование, дающее возможность применять в самостоятельной деятельности полученные способы действия с предметами, игрушками;

-создание уголка сюрпризов, который постоянно обновляется и дает возможность удивляться, а в дальнейшем и действовать.

Условия реализации программы:

Содержание предметно-развивающей среды

Неоспоримо значение правильно организованной предметно- развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Программа предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в группе. Предлагается оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, селе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного поселка, родного края, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Образовательное сотрудничество с семьями воспитанников

Цель: помочь помощь стать родителям активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка.

-консультации, поздравительные открытки; папки - ширмы;

-индивидуальные беседы о достижениях детей;

-совместные праздники, родительские собрания;

-дни открытых дверей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексно-тематическое планирование:

 

Тема

Цель:

Совместная деятельность педагога и детей

СЕНТЯБРЬ

«Моя семья».

Обогащать представление детей о взрослых людях, о детях, семье и культуре общения; вызвать желание говорить о близких людях, называть их имена; побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь. Р\игра «Утреннее фото»- способствовать формирование у детей чуткого отношение к близким людям, окружающему миру

1.Чтение стихотворения Я. Акима «Моя семья».

2.Пальчиковая игра «Семья».

3.Игра-драматизация «Петушок и его семья».

4.Предложить нарисовать папу, маму, бабушку.

5.Рассматривание фотографий «Моя семья»

6.Игровая ситуация «Поможем маме».

ОКТЯБРЬ

«Осень, осень в гости просим».

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, от любование красотой осенними красками, через использование русского фольклора.

1.Наблюдение за растениями на участке детского сада, предложить собрать букет и украсить группу.

2.Игровое упражнение «Осенние листочки».

3.Совместный праздник с родителями «Осенины» -знакомить детей с русским народным праздником; воспитывать чувство уважения к народным традициям.

4.Оформление альбома «Осень» детскими рисунками.

5.Предложить нарисовать «Осень»

6.Самостоятельные игры с листьями «Большие и маленькие»

НОЯБРЬ

«Мой любимый детский сад»

Поддерживать эмоциональное положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстником. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе.

1.Игра – хоровод» Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

2.Образная игра – имитация «Веселые зайчата»

3.Игровая ситуация «Мы здороваемся с куклой»

4.Наблюдение за работой няни.

5.Индивидуальное общение воспитателя с ребенком в различных центрах активности и совместные действия с целью обогащения личного опыта и бережного отношения к игрушкам и предметам.

ДЕКАБРЬ

«Новогодние чудеса»

Создать радостную и праздничную атмосферу ожидания приближающего праздника, вызвать желание совместных приготовлений. Подготовка с детьми к Новому году, рассказать детям как встречают Новый год, познакомить с главными гостями праздника Дед Морозом и Снегурочкой.

1.Украшение группы к новому году, разучивание стихов, песен.

2.Практическая ситуация: «Какой я».

3.Рассматривание иллюстраций о новом годе.

4.Рисование «Украсим елочку для зайчика».

5.Предложить для игры снежинки.

ЯНВАРЬ

«Любимые игрушки»

Побудить желание и интерес детей к русской матрешке, дать представление о деревянной игрушке. Вызвать желание играть с ней и любоваться ее красотой. Разучивание колядок к празднику – прививать любовь к русскому народному творчеству.

1.Песня – танец «мы веселые матрешки»

2.Рассказать о святках, игра «Маша, ты где? »

3.Д\игра «Разложите в ряд» 4.Рассматривание иллюстраций о зимних забавах.

5.Предложить украсить матрешку.

6.Предложить построит стол и стул для матрешки.

7.Самостоятельные игры с матрешкой.

ФЕВРАЛЬ

«Мой папа»

Способствовать доброму отношению детей к своему отцу и воспитание гордости, вызвать желание у мальчиком быть как папа.

1.Выполнить аппликацию для папы «Самолет».

2.Рассматривание иллюстраций на тему: «Солдаты».

3.Изготовление альбома и рассматривания фотографий «Мой папа».

4.Изготовление открыток для пап.

5.Совместный праздник «Вместе с папой».

МАРТ

Мамочка любимая моя»

Пробуждать у детей желание помогать своим близким, дать элементарные представления о начале весны и празднике, воспитывать уважение и любовь к маме.

1.Изготовление открытки для мамы.

2.Побеседовать с детьми на тему «Нет милее дружка, чем родимая матушка».

3.Разучивание закличек, потешек.

4.Принятие участие в празднике «Веселая масленица».

5. Рассматривание иллюстраций на тему «Весна красна».

6.С\ ролевые игры «Дом»,

«Привезем маме продукты»

7.Изготовление альбома «Наши мамы» и рассматривание его.

АПЕРЕЛЬ

«Мои друзья»

Вызвать добрые чувства детей друг к другу, желание взаимодействовать со сверстниками. Практическая ситуация «Мы все делаем вместе».

1.Игровая ситуация «Встречаем гостей».

2.Совместный праздник с родителями «День рождение».

3.Хороводная игра «Карусель», «Пузырь».

 4.Предложить игры вдвоем «Прокатывание мяча», «Ай да мы».

5.Самостоятельные игры с игрушками по желанию детей небольшими группами.

6.Рассматривание иллюстраций с изображением детей выполняющих действие вместе.

МАЙ

«Мой участок »

способствовать сближению детей, через организации совместной деятельности с родителями на участке (украшения, трудовой десант, совместные игры).

1.Беседа «Где мы живем».

2.Экскурсия к березке, любование ее красотой.

3.Трудовой десант «Нам трудиться не лень».

 4.Рассматривание лепбука «Мой поселок - Тавричанка».

5.Предложить нарисовать березку и украсить рисунками группу.

23 июня 2020 в 07:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.